вторник, 6 ноября 2012 г.

Психология рисков



Психология рисков может быть изложена в коротких формулировках. Так говорит Ангел в начале пьесы. Три правила: все должно прийти в свой срок, надо пройти все, возвращаться нельзя. Но от этого риски не исчезают. Это только указание. Палец, указывающий в небо. Риск может только увеличиваться.
«Бесконечность, с запланированной периодичностью» - это похоже на проблему? Скорее это похоже на шанс, возможность стать собой.
От врожденной тревоги избавиться легко. От приобретенной – трудно. Врожденная тревога – это проблема. Приобретаемая тревога – это нарастающий риск. Что нам можно хотеть? Почему можно хотеть не все? Почему опасно не знать о том, что можно хотеть? Чем опасна душевная лень и тупость? Почему необходимо мыслить?
В другом эпизоде пьесы это представлено так:

 III. Желтая

В комнате стоит стол, на нем – компьютер. За компьютером сидит Франк. Он что-то неторопливо поправляет в тексте на экране. Гвидо входит с двумя бутылками пива в руках.

Гвидо. Ты оторвешься от своей писанины?
Франк. Ради чего?
Гвидо. Ради общения с дорогим тебе человеком.
Франк (не отрываясь от текста). Мама уехала к сестре.
Гвидо. Я не претендую на звание самого дорогого человека… А ради холодного пива?
Франк (поворачиваясь к Гвидо). Это меняет дело.
Гвидо. Светлое.
Франк. Ты ради издевки приносишь всегда светлое пиво или боишься, что я наберу лишний вес?
Гвидо. Просто я…
Франк. …Покупаю свое любимое светлое пиво и не очень-то размышляю над тем, какое пиво любит Франк. Потому, что все должны понять: лучшее пиво – это то, которое пью я.
Гвидо. Да нет…
Франк. Надо сказать, ты добился определенных успехов на этом поприще, – я уже пью твое любимое пиво без омерзения.
Гвидо. Ты дашь мне слово вставить?
Франк. Нет. Потому что если я дам тебе вставить слово – ты обязательно вставишь его не в то место, где оно звучало бы по-настоящему. Ты понимаешь, что такое «по-настоящему»?
Гвидо. Да.
Франк. Нет! Ты просто приставляешь слова, как домино – попка к попке, и не задумываешься об их звучании… и о значении.
Гвидо (поворачиваясь в сторону двери, из которой вошел). Я пошел.
Франк. Я шесть с половиной часов сидел перед экраном монитора, не произнося ни слова. Я могу высказаться?
Гвидо (возвращаясь и садясь на пол). Можешь… после моего ухода.
Франк. Хорошо, помолчим.

Пауза
(У всех свои резоны, свои ситуации, чувства, вкусы и состояния. Но психология – это что-то связывающее все отдельные ситуации в практику жизни, беседы, дружбы. У психологов и у друзей много общего. И это важный вопрос. Психологи нам нужны от того, что у нас друзей нет или, наоборот, от того, что у нас друзья есть?).
Франк. Что-нибудь случилось?
Гвидо. Нет.
Франк. Я же вижу, что что-то случилось.
Гвидо. Да нет, ничего не случилось. Просто что-то терзает внутри, какое-то самоуничижение… Мне кажется, что я никчемное существо, не достойное жизни на этом свете.
Франк. Брось. Жить на этом свете – не великая честь. Этого достойны существа и помельче тебя калибром. Ты просто переживаешь банальный кризис среднего возраста. По-моему, мы об этом уже говорили.
Гвидо. Сколько ни говори – легче не становится…
Франк. Слово имеет великую исцеляющую силу. Простой набор слов может убить человека, излечить от недуга, позволить безболезненно ходить по костру или не чувствовать боли при операции…
Гвидо. Лирика.
Франк. Реальность.
Гвидо. Исцели меня словом.

Пауза

Франк. Вчера встретил давнего приятеля – вместе учились в университете: я – на филологии, он – на экономике.
Гвидо. И что?
Франк. Рассказал мне свою историю.
Гвидо. При чем здесь я?
Франк. Ты здесь ни при чем, просто история.
Гвидо. А я уж подумал, что ты меня лечишь.
Франк. Упаси Господь. Так вот – история. Сразу после окончания университета мой приятель устроился на работу в успешную финансовую компанию. Стал сразу зарабатывать хорошие деньги.
Гвидо. Дай определение слова «хорошие».
Франк. …Это такие, которых хватает на жизнь в любой стране мира, а на оставшиеся от дневного заработка можно вечером полететь куда-нибудь на самолете.
Гвидо. Понял.
Франк. Заработав сумму, которой бы хватило на покупку того самолета, на котором можно вечером куда-нибудь полететь, он расслабился… Женился, завел ребенка, собаку… Но после осеннего кризиса все его сбережения сгорели на бирже, и он остался без гроша за душой.
Гвидо. Тяжело.
Франк. Это не конец истории. Жена забрала ребенка и переехала к его лучшему другу, который держал деньги наличными в депозитном ящике, и от кризиса практически не пострадал….
Гвидо. Все?
Франк. Нет. Собака умерла от тоски.
Гвидо. Ужас!
Франк. Как настроение теперь?
Гвидо. Легче.
Франк. Видишь, как лечит слово.
Гвидо. Придумал историю на ходу?
Франк. А ты думаешь, не спал ночами, придумывая подобную глупость?
Гвидо. Надеялся.
Франк. Не надейся – нет времени.

Пауза

Гвидо. Что пишешь?
Франк. Пьесу.
Гвидо. О чем?
Франк. О любви, естественно.
Гвидо. К родине?
Франк. О любви к женщине двух мужчин, переживающих кризис среднего возраста. Им по 37 лет: один из них – король, второй – художник.
Гвидо. Про нас с тобой.
Франк. Почти.
Гвидо. Не интересно.
Франк. Почему?
Гвидо. Мне интересно читать что-то, что дает ответы на вопросы. А на кой мне читать про себя, если в моей жизни одни вопросы… без ответов.
Франк. Это кажущееся. У тебя ответов больше, чем у большинства населения планеты. Ты – элита человечества.
Гвидо. Или вселенной?
Франк. Или вселенной. Ручаться не могу.
Гвидо. Если я начну так считать, ты первый назовешь меня снобом.
Франк. Глупости. Это не эмоции, а элементарная арифметика. К сожалению, я не помню точных цифр, но если у человека есть жилье – он входит в 70 процентов землян; если есть работа – в 50 процентов…. Далее следует уровень достатка, автомобиль, возможность перемещаться по миру… последнее – компьютер. Если все это имеется в наличии даже плохонького качества, – ты входишь в 1 процент землян.
Гвидо. С ума сойти. А орден мне за это дадут?
Франк. Нет. Ордена на нашей планете дают в основном за уничтожение нескольких тысяч человек, входящих в низовые подгруппы населения. А лучше – нескольких миллионов….
Гвидо. Если я – элита, то почему мне так хреново?
Франк. Быть элитой – это не почетная обязанность, а безграничная ответственность.
Гвидо. Какой пафос!
Франк. Это не пафос – констатация познанной реальности.
Гвидо (пауза). Франк!
Франк. Что?
Гвидо. Ты себе нравишься?
Франк. В каком смысле?
Гвидо. Во всех смыслах…
Франк. Странно поставлен вопрос, но я, кажется, понимаю, о чем ты… Нет, не нравлюсь.
Гвидо. Терпеть не могу эту твою манеру отвечать односложно именно тогда, когда мне нужен развернутый ответ.

Пауза

Франк. Ты – хрестоматийный человек…
Гвидо. Это оскорбление?
Франк. Комплимент. Ты все делаешь в срок: в двадцать три – окончил университет; в двадцать шесть – женился; в тридцать – повзрослел; в тридцать три пережил первый семейный кризис…. Теперь тридцать семь – время переживать кризис среднего возраста.
Гвидо. А ты?
Франк. Я свой кризис пережил на два года раньше тебя.
Гвидо. Жаль.
Франк. Чего жаль?
Гвидо. Жаль, что не сейчас – вместе веселее.
Франк. Спасибо.

Пауза

Гвидо. Мерзкое чувство: утром хочется убить себя, а вечером – кого-нибудь. (Пауза).  У тебя тоже так было?
Франк. Хуже. У меня – только себя.

Пауза. Что-то меняется в комнате. Время смещается вперед или назад – на год, два, пять, десять...

Гвидо. Как ты думаешь, мне уйти?
Франк. Ты про Доминик?
Гвидо. Да.
Франк. Ты хочешь совета или слов поддержки?
Гвидо. Я хочу, чтобы решение принял за меня кто-то другой.
Франк. Ты же знаешь, что так не бывает.
Гвидо. Бывает. Во время войны командир посылает бойцов в атаку на верную гибель и берет на себя ответственность за смерть молодых людей.
Франк. А что тебе говорит Командир?
Гвидо. Он молчит.
Франк. Видишь, даже он не хочет брать на себя ответственность.
Гвидо. Я хочу, чтобы ты сказал мне, как поступить.
Франк. Посоветовал?
Гвидо. Ну, да, как бы….
Франк. У меня незавидная судьба, причем в обоих вариантах. Вариант первый: я советую тебе бросить Доминик и уйти к Эми. Ты уходишь, но вскоре осознаешь, что начинать надо все сначала – привыкать, учить, воспитывать… Для мужчины в 48 это может стать непосильной задачей. А вместе с этим, ты постигнешь еще одну истину – кроме Доминик, тебя никто не понимал и не поймет до конца жизни… Но мосты сожжены, и возвращаться некуда.
Гвидо. Но есть плюсы от жизни с молодой девушкой – меняется энергетика, появляется вкус к жизни….
Франк. Каждое утро ты будешь смотреться в зеркало все пристальнее: жизнь с девушкой, которая моложе на 15 лет, обязывает к образцовому внешнему виду. Ты должен будешь забыть про мешковатые свитера и заношенные вельветовые пиджаки. Такие мужчины начинают носить нелепые костюмы от Ferre и дурацкие молодцеватые курточки от Hugo Boss… Ты начнешь думать не о творчестве и смысле жизни, а про то, не появилась ли у тебя лысина и не слишком ли выпирает живот из-под тенниски Lacoste.
Гвидо. Вывод?
Франк. Ты быстро становишься недовольным жизнью и винишь в этом меня – твоего доброго советчика.
Гвидо. А второй?
Франк. Вариант два. Я советую тебе бросить Эми и остаться с Доминик. Ты остаешься с женщиной, с которой прожил больше двадцати лет и от которой у тебя чудная дочь. Вроде бы, все хорошо, восторжествовали мораль и разум…. Но ты всю оставшуюся жизнь будешь думать о том, что у тебя могла быть какая-то особенная большая любовь, но ты упустил этот момент. Особенно эти размышления будут преследовать тебя в те минуты, когда будут происходить обострения отношений с Доминик…. Вплоть до самой импотенции. Угадай, кого ты будешь считать главным виновником твоей загубленной жизни и пришедшей импотенции?
Гвидо. Тебя.
Франк. Вот видишь. Поэтому я и не даю советов, а принимаю любое твое решение, невзирая на то, что мне очень нравится Доминик.
Гвидо. Это намек?
Франк. Считай, как хочешь.
Гвидо. Хочу считать это дружеским советом.
Франк. Вот это – вряд ли.
Гвидо. Хорошо, дружеским намеком.
Франк. Знаешь, подарить кому-то мешок ответственности можно лишь в том случае, когда человек готов его принять… Я не готов.

Пауза
(Вот этим и отличаются психологи от друзей. Или, по крайней мере, должны отличаться. Психолог готов принять мешок ответственности. И хотя в некоторых популярных учебниках психологии для непсихологов пишут, что психолог не должен и не может давать советов, именно этим психологи и занимаются. Советуют, советуются, принимают ответственность. Но своеобразно это делается. Не по дружески. Во первых за деньги. Во вторых не ради того, кому помогают, а ради все той же абсолютной и безотносительной психологии. Между психологом и клиентом стоит абстракция, восстанавливающая живой порядок. Психологи существуют потому, что друзья у вас есть и для того, что бы оставались ими.)

Гвидо. Когда дело касается семейной жизни, ты всегда уходишь от разговора.
Франк. Мы только что около получаса проговорили о твоей семейной жизни.
Гвидо. И в результате я опять ничего не изменю.

В конце пьесы главный герой снова говорит Ангелу: «Я пришел». Только уходит теперь вверх по лестнице, а не в ближайшую дверь. Психология рисков и психология проблем отличаются своим отношением к опыту. Выполняя правила или бунтуя против них, все должно произойти в свой срок, возвращаться нельзя, надо пройти все, мы не избегаем страданий, слабости, разочарований, потерь.
В психологии проблем опыт является необходимой составляющей истины. Опытность освобождает сознание от проблем, но открывает его большим рискам, большим возможностям. В психологии рисков опыт остается там, где приобретался, а человек продолжает становиться собой. Так в концепции реинкарнации считается, что после смерти возрождается сущность человека, решившего вернуться на землю, но он в этом переходе «забывает» весь свой личностный опыт, и нужны особые люди и практики (хранители традиции), которые помогают ему продолжить путь своей жизни, помогают восстанавливать место и значение его жизненного опыта.
Именно в восстановлении человека психология обретает свою подлинную мощь. В отношении проблем психология только прислуживает более мощным системам практик – экономическим, политическим, техническим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий