вторник, 6 ноября 2012 г.

Были ли Гитлер, Сталин, кардинал Ришелье психологами?



Были ли Гитлер, Сталин, кардинал Ришелье психологами? Хорошими ли психологами были Пушкин, Достоевский, Чехов, Станиславский? Они не были психологами. Вероятно, они могли бы стать великими психологами. Но они стали великими диктаторами, интриганами, поэтами, писателями, режиссерами. Почему? И почему сегодня люди, одаренные способностью указывать пальцем в небо, становятся психологами, а не поэтами? А может, все же становятся поэтами? Кто же тогда становится психологами? Кто же я?
Дискуссии о предмете психологии, которые активно ведутся с прошлого века,  свидетельствуют о том, что предметом науки, которой занимаются психологи, является собственно психология и психологии. А точнее совокупности, системы, порядки, пространства, поля психологий. А психологий, как указывалось выше, множество. Есть у дерева психология? Лично я думаю, что есть. Дерево бывает красиво, уродливо, спокойно, встревожено. Дерево может быть молодым, стареющим, страдающим. Жизнь дерева имеет цель и смысл. У дерева есть и предки, и потомки. Есть ли психология у вашего кота? Даже у книги или кинофильма есть своя психология. Психология – это палец, указывающий в небо. Если в книге, дереве, животном нет указания на небо, то как они вообще возможны, зачем они появились?
Все люди имеют душевный опыт, все могут разбираться в переживаниях, чувствах, мыслях. Но не все могут приводить в порядок множество психологий и видеть целостность, системность психологий. Интуитивное видение целостности доступно гениям. В этом гении и профессиональные психологи близки друг другу. Они похожи на братьев-принцев, один из которых уже вступил во владение королевством и стал королем (это те гении, которые нашли свой способ созидания и стали Мастерами), а другой нет, и, скорее всего, никогда не вступит потому, что он не хочет смерти брата. Психологи – короли без королевства.
Теперь о вас, когда вы не психологи. Вы нуждаетесь в указаниях для того, чтобы смотреть на небо? Какое количество и качество указаний вам необходимо? Когда указания нужны и какой величины они должны быть? Эти указания должны быть для всех или только для вас? Разумный ответ: «Не знаю».
Сейчас есть масса книг о том, как стать психологом самому себе, что делать психологу с менеджерами, школьниками, больными, клиентами и т.д. Я думаю, пора подумать о том, как быть с психологами, как извлекать пользу из присутствия психологов, как работать с психологами.
Для начала надо посмеяться над ними и над тем, как они иногда глупо поступают. Это, во-первых, избавит вас от страха перед психологами. А их есть из-за чего бояться. А во-вторых, это будет первой проверкой. Всерьез сотрудничать стоит только с теми психологами, которые смогут смеяться над собой вместе с вами и которые от вашего смеха не становятся менее реальными. Юмор уничтожает только психологические иллюзии, но обостряет психологические достижения. С остальными психологами, с теми, которые обидятся, рассердятся, расстроятся и т.д., надо быть осторожными. Жить с ними можно, но психологи из них «второй свежести».
Итак, с иронией, но по существу, о психологах и пальцах.
Анекдоты:

Первоклассник Алеша спрашивает:
Мама, сколько будет к двум прибавить семь?
Сосчитай на пальцах. Они как раз для этого.
Сосчитал и спрашивает снова:
Для чего девять пальцев, теперь знаю.
А зачем же десятый?

Объявление: "Лечу от всех болезней". Мимо мужик проходит и бубнит себе под нос: "Лети-лети. От всех не улетишь!".

- Ну и как, ты освоил гитару?
- Да. Но знаешь что мне не понятно?
- Что?
- У меня-то 5 пальцев, а струн у гитары 6!
- Да... Я представляю какие монстры играют на пианино...

Приходит Пятачок к Кролику и говорит:
- Кролик у меня огромная проблема.
- Какая?
- Я разговариваю сам с собой!
- Ну и что в этом такого ужасного?
- Эх, Кролик... Знал бы ты какой я нудный!!!


Чукчи приходят к шаману своего племени и говорят:
- Вот ты, шаман, все знаешь. Скажи пожалуйста, зима будет теплой или холодной?
- А вам зачем?
- Ну просто если холодная, то нам надо в лес идти за дровами, а если теплая - то дрова нам зачем!
А сам шаман думает: "Вот они думают, что я знаю, а я на самом деле не знаю. Ну ладно! Скажу что зима будет холодной, пускай за дровами идут. А если будет теплая зима, то дрова пригодятся!"
- Зима будет холодной! - говорит шаман.
- Ну мы тогда пошли в лес за дровами!
Когда чукчи ушли шаман думает: "А интересно какая же все-таки зима будет. Схожу к метеорологам и спрошу у них!".
Приходит в Метео-Центр. Подходит к работнику Центра и спрашивает:
- Вот на счет погоды вы все знаете. Скажите пожалуйста, какая зима будет - теплая или холодная?
- Минуту, - сказал метеоролог и ушел. Через некоторое время возвращается и говорит:
- Холодная!
- Ух ты! А откуда вы узнали?
- А там чукчи в лес за дровами пошли!

Часто психологи изучают психологические теории и техники. Например, учатся некоторым способам формулировать вопросы или разрабатывают системы внушения, убеждения, эмпатического контакта. От их работы некоторые люди получают пользу. И тогда психологи начинают умножать свой успех. То есть тыкать пальцем в небо на свой отработанный манер. Они уже не видят ни вас, ни реальности. Они видят свой палец и видят, что он указывает в небо. И как это здорово!!! «Я знаю, как можно похудеть!», «Я знаю, как справляться с тревогой!», «Я знаю, как добиваться успеха!» Ну так и добивайся сам своего успеха, зачем об этом так громко говорить? А затем, что хочется не просто иметь собственную психологию, а хочется использовать в жизни и чужую психологию. Хочется вашу психологию тоже иметь и на ней зарабатывать. И в этом желании столько же плохого, сколько  хорошего. Не может человек жить своими психологиями, ему нужны психологии других людей.
Талант психолога – это талант жить не только своей, но и чужой психологией. В некотором смысле все люди, способные иметь друзей, партнеров, сотрудников, близких, – психологи. Назовем их наивными психологами, потому, что они не состоят в профессиональных союзах. Но в современном мире есть и профессиональные психологи. Они не хотят быть наивными и тратят время на то, чтобы стать образованными, квалифицированными психологами. Они хотят, чтобы работа с чужими психологиями приносила доход. То есть делают из психологии экономику. С профессиональными психологами надо вступать в экономические отношения.
Правда, и с другими людьми тоже без экономических отношений не обойтись. Например, семья – это, прежде всего, экономический договор, в рамках которого формируется система различных психологий. В этой психологической экономике создаются целостности времен. Ваше и мое время становятся нашим, а наше время становится моим и вашим. И надо еще дать время всему этому происходить. Получается это хорошо тогда, когда мы ведем себя по отношению друг к другу как мастера и учителя, и не получается, когда мы ведем себя как бестолковые, неблагодарные ученики и паразиты. Известный психотерапевт Берт Хеллингер[1]  приводит в своей книге притчу. В его изложении она звучит так:

Однажды старого учителя спросили: «Когда ты помогаешь другим, как же ты это делаешь? К тебе нередко приходят люди и спрашивают у тебя совета в таких вещах, о которых ты сам знаешь совсем немного. И все же после этого им становится лучше».
В ответ учитель сказал: «Если человек остановился на полпути и дальше двигаться не хочет, дело не в знании. Просто он ищет уверенности там, где требуется мужество, и свободы там, где правильное ему уже не оставляет выбора. Так и ходит по кругу.
Учитель же не поддается иллюзиям и отговоркам. Он ищет середину и там, собравшись, ждет – как тот, кто расправил паруса навстречу ветру, - пока его не достигнет то слово, в котором есть сила. И если тогда придет к нему другой, учителя он обнаружит там, куда ему самому нужно, − это ответ для них обоих. Здесь оба слушатели».
И добавил: «В середине легко».

Сам же Хеллингер добавляет к истории: «Чтобы почувствовать легкость середины, ей надо дать время проявиться».

Что это за середина, в которой легко? Что значит дать время проявиться? Попробуем разобраться, начав с внимательного рассмотрения психологических недомоганий.


[1] Хеллингер Б. И в середине тебе станет легко. М., 2003. С.17.

Комментариев нет:

Отправить комментарий