вторник, 6 ноября 2012 г.

Психологи – это не те, кто с дипломом, должностью или званием. Часть первая разоблачающая, или Восстановление в правах



Психологи – это не те, кто с дипломом, должностью или званием.
Часть первая разоблачающая, или Восстановление в правах

Психологи всегда «попадают пальцем в небо». Они просто обречены попадать пальцем в небо при всем их желании ткнуть пальцем во что-то более твердое. Поэтому над психологами часто смеются, но побаиваются, вдруг они действительно что-то такое  знают.
Человек, который не нуждается в указаниях, который и сам способен видеть небо и другим показать, который еще при этом способен заниматься своими делами, презирает психологов и жалеет их. Но, явно или тайно, в детстве, молодости или зрелости, в минуты растерянности и слабости все люди хотят психологами стать (правда, представляют это себе все по- разному). Некоторые стыдятся этого желания и таят его в глубине души. Но некоторые открыто объявляют о нем и «подтверждают» свою миссию дипломами. Этим они заявляют, что особым образом подготовлены (или одарены), что они – психологи для других людей, а не только для себя самих. Кроме этого, человек с дипломом утверждает, что он психолог не только по своим личным поводам, но и к чужим вопросам тоже готов. Если психолог не лишен совести, то это решение он принимает в трепете и страхе. Но большая часть дипломированных психологов лгут: не готовы они ни к чему особенному, и ничего особенного они из себя не представляют. (Разумеется, это в полной мере относится и ко мне, хотя и без трепета в моем случае не обошлось).
Не все психологи лишены совести. Некоторые действительно имеют право указывать на небо. Их можно узнать по одному качеству: они это делают вовремя, когда указывать действительно нужно, а не тогда, когда им в голову взбредет пальцем в небо потыкать.
Вот, например, вы смотрите телевизор. В нем вам предъявляют симпатичного человека и говорят, что он психолог. Он вам кое-что объявляет о том, как правильно и как лучше. Вроде, складно, но возникает ощущение, что это он не про вас и не совсем то, что он как-то в общем и приблизительно все понимает, а вам надо про ваш случай и поточнее.
Воланд, как вы наверняка помните, в романе Булгакова замечательно просто говорил буфетчику про осетрину. Буфетчик объяснял дьяволу про осетрину «второй свежести», а Воланд возражал: «Вас обманули! Осетрина бывает только одной свежести – первой, она же и последняя. Если осетрина не свежая, это значит, что она тухлая». Вот и с психологией так. Или она про вас точно, свежая и безупречная, или она уже никуда не годится. Психолог с дипломом, с должностью, званием и имиджем, но говорящий приблизительно, в общем, и не про вас – буфетчик, пытающийся накормить людей протухшей рыбой.
Если вы подумали, что я не чувствовал себя таким буфетчиком или не был им на самом деле, то ошибаетесь. Очень часто я сам попадал в положение человека, говорящего невпопад,  и именно поэтому пишу, что так оно и есть. И мне всегда хотелось душевно  присоединиться к Иосифу Бродскому, написавшему про себя: «Я не праведник (хотя стараюсь не выводить совесть из равновесия) и не мудрец; не эстет и не философ. Я просто нервный, в силу обстоятельств и собственных поступков, но наблюдательный человек»[1].


[1] Бродский И.А. Набережная неисцелимых: Тринадцать эссе/ Пер. с англ.; Сост. В.П. Голышев. - М.: СП «Слово», 1992.− 256 с., ил. с.212.

Комментариев нет:

Отправить комментарий