вторник, 6 ноября 2012 г.

Введение



Психология – это не то, что вы думаете

Я, конечно, как и все, слышал и видел, как жизнь сказку портит, но я еще ни от кого не слышал, чтобы жизнь сказку украшала.
Вот в чем оригинальность этой мысли: "Сказка в основе всего" — это не фантастика в основе, не мечта в основе всего, а чей-то личный опыт, только редкий, но запомнившийся и обкатавшийся в сказку, в которую никто из взрослых уже не верит и считает либо сознательным враньем, либо желанной мечтой.
А сказка не вранье и не мечта: она первая ласточка, которая, конечно, погоды не делает, но она — признак будущей погоды.
М.Анчаров
Введение
Некоторое время назад. Не так уж давно, если считать в годах, но совсем в другую эпоху, если видеть время в категориях жизни, мне казалось, что наступающая жизнь будет лучше, чем та, которая происходила. (Сейчас мне кажется, что кое в чем прошедшая жизнь была гораздо интереснее наступившей). Поэтому, кроме всего прочего, я тогда организовывал образовательные мероприятия по экзистенциальной психологии (экзистенциальная психология направлена на то, что может помочь человеку не говорить о жизни, а проживать то, что он говорит). Интерес к психологическим концепциям и психологическим практикам в то время был очень высоким, психология казалась чем-то новым и многообещающим, внушала людям надежду на то, что благодаря этому виду знания они достигнут счастья раз и навсегда. Появлялось много нового и предполагалось, что впереди еще больше. Экзистенциальная психология была одной из самых соблазнительных, но при этом и одной из самых трудно постигаемых. Она и сейчас остается в похожем положении.
Для людей, которых мы  приглашали на образовательные мероприятия, была написана небольшая книга, в которой популярным языком  выражались некоторые важные для меня в то время идеи о том, что психотерапия не тратит и не экономит время жизни, а добавляет свое особенное время. Она называлась «Психотерапия – это не то, что вы ждете»[1]. Тогда я не очень серьезно к той книге относился. Мне казалось, что в ней содержится только малая часть из имеющегося в нашем распоряжении богатства возможностей, что психология может стать предметом разнообразного и полезного сотрудничества, что у меня много собеседников. Довольно быстро я понял, что ошибался. Как говорится в одной поговорке: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Похоже, я не много, но все-таки, рассмешил.
Позже я написал, наверное, тысячу страниц «научного» текста о том, что психология не только позволяет человеку дополнять и развивать свою жизнь, но и заставляет его становиться собой, восстанавливаться «внутренней» душевной активностью. Потратил на это множество часов, что привело к одиночеству, слабости и разочарованию. Устав писать и думать о психологии и психологах, я осознал всю ничтожность психологического знания: ничего особенного в существующей психологии нет. То, что мы называем психологией, – слабая тень настоящего богатства души, только бренчание и отблеск действительных сокровищ.
Кое-что из написанного в период «романтических» надежд было оформлено в виде статей. Кое-что лежало в редакциях. Многое осталось в черновиках. Большую часть так никто и не прочитал. А некоторые тексты подолгу не читал даже я сам, считая их неудачными. Проходили годы, и я ни разу не увидел, как мои «научные» тексты преображаются в радость, понимание и сияние глаз. Может, они были и неглупыми, возможно, они пригодились кому-то далекому для написания его собственной работы. Но поскольку я не видел главного, то со временем  перестал верить в силу своих «научных» текстов. Следует признать, что в масштабе моей жизни они были неудачными, и труд был напрасным.
Но в это же время оказалось, что быстро и легко написанная книга о психотерапии иногда возвращала мне вложенные в нее смысл и жизнь. Ее можно было дарить, по ее поводу случались забавные совпадения, и некоторым людям она даже понравилась. И тогда мне захотелось написать еще одну не научную, а живую книгу, которую мне и самому было бы полезно периодически читать, книгу, помогающую рождаться новым идеям и самостоятельным мыслям. Академик Д.Лихачев, кстати, писал так: «Если книга не породила у вас ни одной самостоятельной мысли, значит, она напрасно прочитана (кроме справочников, но они не читаются подряд)». [2]
Психология − это не то, что вы думаете, не потому, что вы ошибаетесь или не правы, и не потому, что вас обманули или вам попалась не лучшая книга, а потому, что без понимания этого факта (факта того, что психология – это не то, что вы думаете)  человеческая жизнь становится подобна погоне собаки за собственным хвостом. Психология – это система восстановления, реабилитации  самого себя, это не то, что есть, и даже не то, что возникает, а то, что восстанавливает человеческое в человеке и в мире. Я хочу, чтобы эта книга помогала восстанавливать человеческое во мне и в других людях. Чтобы в ней было кое-что моего собственного, много увиденного, и некоторое количество увиденного и подчиненного мной возможному будущему.
Восстанавливать себя – не простая и не легкая задача. «Трудно быть все время Человеком. Люди мешают».[3]
 Претендуя на время читателя, я всегда испытываю стыд и стеснение. За то, что обращаюсь к анонимному слушателю, а не к непосредственно присутствующему человеку, за то, что занимаюсь несерьезным делом (вместо этого продавал бы что-нибудь, деньги зарабатывал, потом бы покупал, другим давал заработать), за то, что людей отвлекаю, за то, что надеюсь на другого, будто он захочет меня понять, себя причисляю к умным, трачу жизнь свою и чужую на слова. Поэтому хочется с самого начала написать главное. Чтобы те, кому некогда, не отвлекались от своих важных дел. А потом собрать текст из подарков для тех, кто решил задержаться. В общем, книга задумывалась как спокойный праздник в душе, ради которого должны умереть многие предрассудки и заблуждения, касающиеся такой важной и интересной сферы жизни, какой является психология.
Главное:
Читал я когда-то притчу об учителе, который молча держал указательный палец направленным вверх. Ученики смотрели на палец, а учитель указывал на небо. Психология, которую мы видим и думаем – это, всегда «палец». Научные статьи, популярные журналы, терапевтические группы, образовательные семинары, тесты, книги, психологи и вообще все, что нам показывают, – это пальцы, указывающие вверх. Главное, что нам действительно надо − это понять: зачем нам нечто показывают и зачем мы на это смотрим? Не путаем ли мы палец с небом, на которое этот палец указывает, и кому палец принадлежит, чье небо нам предлагается увидеть?
Некоторые ученики посмотрели на небо. Посмотрев, пошли заниматься своими земными делами. И были по-своему правы: не вечно же смотреть в небо, надо и дело делать. Даже если мы понимаем, зачем нам показывают психологию, как долго мы можем на нее смотреть? До каких пор нам обращать внимание на психологические указания? Это, по моему мнению, и есть главный вопрос психологии, и главное условие появления самостоятельных мыслей.
Дальше будет про это же, только подробнее. В принципе, можете посмотреть в небо, встретить свою самостоятельную мысль и закрыть книгу.
А я все же продолжу.
Занимаясь своими делами, ученики думали о том, что хотел им сказать учитель. И некоторые со временем о чем-то важном догадывались и были благодарны. Психология не кормит, в ней нельзя жить, ею нельзя зарабатывать. Но можно быть благодарным тому, кто показывал на небо и не спешил.[4] Смысл психологических занятий и прост, и сложен одновременно, он в том, чтобы останавливать ситуацию, «раздвигать времена» и наполнять образовавшийся просвет своей собственной душевной инициативой. Потом все опять «схлопнется», но останутся способ, смысл и сила.


[1] Лукьянов О.В. Психотерапия – это не то, что вы ждете. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2004. – 56 с.; ил.
[2] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет. – Л.: Сов. писатель, 1989. – 608 с.
[3] Крутиер Б.Ю. Крутые мысли: Книга афоризмов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 224., с.7
[4] Некоторые люди считают, что психологией можно зарабатывать. На мой взгляд, тут присутствует  недоразумение. Зарабатывать можно фокусами на пальцах. Так, некоторые «психологи» берут большие взятки за психологические экспертизы: сделают пару тестов, а потом напишут в заключении то, что нужно заказчику, «подгонят результат под ответ». Некоторые психологи учат внушению, оптимизму, позитивному мышлению, «достигаторству» и тоже неплохо зарабатывают. Это все фокусы паразитов. Присмотритесь к этим людям, они уставились на пальцы инструктора и учатся своими пальцами другим фигуры строить. Существенная психология действительно помогает, восстанавливая человека, но, как и настоящая Вера, денег не приносит, по крайней мере, не так прямо и не так откровенно. 

2 комментария:

  1. За последние два года много было психологии, но стало сложнее, тревожнее, пространство открылось, но в нем страшно и холодно, пусто и одиноко,небо лишь изредка мелькает,стало труднее и безнадежнее, а надо быть.

    ОтветитьУдалить
  2. Значит не совсем точная психология была. Неба должно становиться больше. Так бывает,когда психология превращается в "коллекционирование фонариков".

    ОтветитьУдалить