вторник, 6 ноября 2012 г.

Психологические недомогания. Часть вторая назидательная, или Восстановление в обязанностях



Психологические недомогания.
Часть вторая назидательная, или Восстановление в обязанностях

Сведем всю сложность жизненной организации человека к системе простого взаимодействия сил. Воспользуемся методом «клин − клином». Вульгарность, наивность и профессиональный кретинизм, присущие нам, победим их же оружием. Доведем до абсурда наше понимание и само по себе психологическое недомогание, научимся отвергать получившийся абсурд и в отвержении абсурда приобретем силу сознания, то есть душевную, психологическую силу.
Схематично изобразим природу психологических недомоганий в виде системы рычагов.



Представим себе единство человека и мира в опыте, то есть в системе «Сознание (Я) – Мир (ситуация)». Соотношение сил определяется точкой опоры и плечами рычага. Смысл этой модели в том, чтобы допустить, что сознание и мир противостоят друг другу и являются единой системой одновременно.  Если плечо сознания короче, чем плечо мира, то даже очень большие усилия со стороны человеческого сознания приводят к очень небольшим изменениям в ситуации. И наоборот, даже очень небольшое усилие со стороны ситуации очень сильно ощущается человеческим сознанием. Чтобы Я стало сильным, надо изменить соотношение рычагов, то есть переместить точку опоры. Это еще Пифагор рассказывал и делал из такой модели целую философию. Что же это за точка и как ее можно перемещать? Эта точка опоры и есть конкретная психология. Это будет выглядеть понятнее, если мы немного иначе нарисуем нашу модель. Прикрепим ее не к полу, а к потолку.


Вот почему учитель указывает пальцем в небо. Он хочет обратить внимание на то, к чему надо действительно прикладывать усилия и о чем на самом деле думать. Учитель не может быть более однозначным, так как много психологий даже у одного человека, а у собравшихся вдвоем их количество возрастает до бесконечности. И все эти нитки вступают в игру и, бывает, система «Я – Мир» раскачивается, сотрясается, вибрирует, болтается и даже ломается, по причине неупорядоченности точек опоры, беспорядка психологий.
Мир со своей стороны упорядочивает множество психологий очень радикальным способом − смертью. Естественный отбор, периоды катастроф, эпидемии, цикличность естественных процессов – все это механизмы упорядочивания психологий смертью. С этой стороной реальности связано ощущение нами объективного, внешнего потока времени.
Что делает человеческое я? Тоже упорядочивает, только менее радикальным способом: проживанием, осознанием, мышлением. Проживание – это поддержание устойчивости системы за счет «переключения», «перемещения», установления точек опоры. Эта сторона  реальности связана с ощущением времени субъективного, «внутреннего», собственного, экзистенциального.
«Нет»-психология акцентирует внимание на Мире. «Да»-психология – на сознании. Они обе недостаточны. Нельзя игнорировать Мир и объективный ход времени. Абсурдно игнорировать собственное сознание и субъективный ход времени. Но люди это делают! Психологические недомогания неизбежны.
Что происходит, если женщина ищет мужчину, который никогда бы, ни в каких отношениях не проявлял слабости своего мужского начала, всегда был бы мужествен? Что происходит с мужчиной, который ищет женщину, действительно являющуюся всегда женщиной? Они приходят к одиночеству, и могут даже прийти к одиночеству вдвоем. Не может человек жить и избегать психологических недомоганий. Просто потому, что даже у такой вульгарной модели, как наша, два конца рычага и точка опоры подвластна обоим игрокам, а что уж думать о действительном порядке вещей?!
И сила и слабость относительны, безотносительна лишь психология. Это абсурдное утверждение. Но действительно, с чем мы можем соотнести психологию, что бы это не было психологией? С опытом? Так смысл опыта определяется психологической интерпретацией. С реальностью? Так и психология реальна. С Богом? Так его существование неразрывно связано с психологией.
Как и собирались, мы достигли абсурда. Договорились до того, что психология безотносительна, абсолютна, вездесуща, недоказуема. За такие мысли выгонят из любого научного сообщества. Официальная научная точка зрения говорит, что психология субъективна (хотя определенные объективные закономерности могут быть найдены) и является отражением (в крайнем случае, замещением, повествованием, описанием, представлением реальности, соответствием, но никак не абсолютом).
Теперь надо это абсурд отрицать, мы же не хотим, что бы нас считали сумасшедшими. Да и быть сумасшедшими тоже не хотим. Как отрицать априорность психологии? Взглянуть на небо. Увидеть «точку крепления» и установить там систему «рычагов» или «блоков», с помощью которых вы могли бы перемещать точку опоры, изменяя тем самым соотношение сил. Тем самым вы получили бы средство восстанавливать систему. Это можно изобразить так[1]:


 


Получается, что для того, чтобы отрицать абсурдную безотносительность психологии, надо увеличивать психологические порядки, надстраивать их, на одну психологию надстраивать другую, подчинять одну психологию другой.
Вот почему психология – это не то, что вам показывают, и не то, что вы думаете. Даже если вы догадались, что надо проследить за тем, куда указывает палец, вы можете увидеть только ближайший порядок, а что там за ними человек понастроил, чему подчинил свою и теперь уже и вашу психологию? Кроме того, высшие порядки вы и сами надстраиваете и не всегда знаете, что настроите в следующий момент.
Психологически мы живем не вдоль рычага Мир – Сознание, а перпендикулярно к нему. Психология существует над нами. Иногда некоторые ее составляющие давят на нас, а иногда поднимают. Мы видим ее в мире или в себе, но она на самом деле не в нас и не в мире, а над нами. Психология не видима сама по себе, но ощутима в жизни. Как, например, гравитация. Гравитацию можно заметить только по закономерностям взаимодействия предметов. Но она – не предметы и не в предметах. Психология не в эмоциях, не в чувствах и не в переживаниях. Напротив, эмоции, чувства и переживания  существуют в психологии и психологиях. 
Задержимся на этом положении, чтобы прервать поток негативных утверждений (психология – это не …) и сформулировать положительное утверждение о психологии – ткнуть пальцем в небо. Психология – это увеличение психологических  порядков, подчинение увиденного возможному. Психолог – это тот, кто подчиняет систему видимого системе возможного.
Мы все неважные психологи. Мы часто не видим действительности, а живем только своими представлениями о возможном, не видим возможностей, а только чувствуем страх или что-нибудь другое, такое же парализующе-отупляющее. Мы не даем времени установиться порядку и тратим время на всякую ерунду. Мы все время боремся с психологическими недомоганиями. Мы и причина, и следствие психологических недомоганий. Понимание этого факта заставляет нас задуматься о том, как мы становимся сами собой и каким образом восстанавливаем себя в потоке жизни.


[1] Раньше люди поступали проще, они видели на небе Богов, и Боги помогали им становиться сильными. А сегодня придется довольствоваться рычагами, боги «осатанели», скоро и люди осатанеют, если с психологией своей не разберутся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий