вторник, 6 ноября 2012 г.

Приложение



Приложение

Экзистенциальная терапия – время остановки

О.В. Лукьянов

Резюме
Специфика экзистенциального измерения в психотерапии и консультировании – это особая обязанность по отношению ко времени (временная обязанность), принимаемая на себя человеком, погружающимся в экзистенциальный опыт. Особое значение имеет парадоксальное время, определяющее содержательные границы различных временных периодов, время перехода человека от одного события к другому. Современному сознанию, привычному к представлению времени как времени процесса, это время видится как время остановки. Время остановки, которое кажется мгновением, случайностью, ускользающим событием, артефактом, очень богато смыслом в экзистенциальном измерении. Экзистенциальная терапия представляет собой принятие обязанности останавливать время и останавливаться перед временем. Обыденный язык не содержит готовых стандартов для исполнения этой обязанности, поэтому в экзистенциальной терапии необходимы усилия по оживлению языка в отношении времени остановки, усилия, именующие времена остановок.
Время остановки обеспечивает трансформацию восприятия жизни различных интенсивностей, трансформацию восприятия движения различных времен (временных модальностей), трансформацию восприятия телесности, уровня  активности и многого другого.
В данном исследовании произведен экзистенциальный анализ некоторых смыслов времени остановки в психотерапии.

Экзистенциальный смысл времени остановки 
Осознание жизни в великих масштабах времени («от Адама до Страшного суда» [1] происходит интуитивно вовлеченно и переживается как непосредственное действие (заземление), осознание этого времени заканчивается вместе с действием, поэтому миги просветления кратки, время как бы сжимается. Меньшие масштабы времени (от рождения до смерти), более земные по своей сути, переживаются умозрительно, абстрактно (как некая вознесенность). Конкретное событие не является границей такого осознания, человек продолжает осознавать себя в этом времени и вне события, время в этом случае растягивается логикой ума. Увеличение интенсивности жизни (сжатие времени) требует условий большей драматизации, растяжение времени – большего успокоения, ритмичности и последовательности. Каждый из этих процессов, ограниченный сам в себе не может обеспечить терапевтической целостности, так как будет генерировать или хроническую тревогу, или хроническое благодушие. Необходима связь и движение этих процессов [6]. Динамику времен обеспечивает время перехода от ускорения-интенсивности к ритмичности-успокоению и обратно. Именно это время и является специфическим экзистенциальным измерением в консультировании и терапии.
Одно из имен этого времени – время остановки. Не всегда оно изучается и осознается достаточно подробно в современной теории и практике, хотя в жизни занимает важное место. Чтобы выразить время остановки на уже известном и понятном языке, мы представляем его в трех формах: в существовании времени остановки, в существе времени остановки и в сущности времени остановки. Иными словами, этот текст о том, что
1.     Время остановки существует. Экзистенциальная терапия существует как время остановки.
2.     Время остановки есть существо терапевтического события, и поэтому к человеку-в-мире применяется слово «становится».
3.     Время остановки – это сущность экзистенциального измерения в терапии, мера, определяющая размер, ритм, интенсивность, активность и динамику экзистенциального опыта.
 Существование времени остановки выражается в том, что время движется (течет) далеко не всегда, бывает что время неподвижно, а движется сам человек, проходя мимо действительности, особенно высших аспектов жизни. С другой стороны, время действительно течет, а человек стоит не подвижно, отрицая движение времени. Бывает и так и так, но экзистенциальный опыт представляет собой жизнь во времени, это возможно лишь как время остановки. Или останавливается человек, или останавливается время, но эта разница существует лишь в личностном восприятии, а на самом деле это одно и то же.
Существо времени остановки – это драма свободы, переживаемая как обновление возрождение жизни, конец и начало.
Сущность времени остановки – оживление человеком ситуации, подчас трагической и почти всегда не желанной, своим ответом, решением, ответ всей своей жизнью в очень ограниченном временном периоде, не на досуге, а в подлинном присутствии.

Более подробный анализ времени остановки.
О существовании времени остановки
Как мыслится психотерапия? В большинстве случаев психотерапия мыслится как процесс. Как некоторый путь. Мышление определяет язык психотерапии. Язык определяет время, которое создается психотерапией. Время психотерапии порождает жизнь с психотерапевтическими ожиданиями. Жизнь с определенными ожиданиями обеспечивает условия для форм страдания и болезни. Человек благодаря психотерапии, бывает, не выздоравливает, а все больше изощряется в способах выздороветь. Так процессуально отработанные направления психотерапии приводят к более глубоким проблемам и необходимости поиска более изощренных способов их решения. Душевная реальность усложняется, подчас избыточно, вбрасывая человека в дурную бесконечность эффектов и хаос периодов, вместо вечности и космоса, часа и хроноса, мига и кайроса.
Экзистенциальная терапия опирается на принцип обновления жизни, а не болезни, поэтому внушает надежду на существование пути к абсолютному, а не относительному оздоровлению. Но и экзистенциальная терапия часто описывается и мыслится как процесс, и это настораживает, так как и экзистенциальная терапия не защищена от инфляции, неизбежной при процессуальном понимании ее существования. 
Выдвигаемое положение: Особенность экзистенциальной терапии состоит в том, что она является временем остановки – событием абсолютной границы, связи, усилия, обусловленности, трансформации одновременно. Соответственно, речь в экзистенциальной терапии – это речь остановки, а значит, для осознания экзистенциального опыта необходимо обеспечить представления об остановке и ее условиях. В механике эти представления достаточно просты и понятны, но в живом, психологическом, времени остановка весьма таинственный опыт, хотя не менее реальный, чем любой из жизненных процессов. Целью данного исследования является обозначение возможности видения времени остановки в живом времени экзистенциальной терапии.

Теоретические предпосылки
Переживания, связанные со временем остановки, делают очевидными различные аспекты экзистенциального опыта.
По М.Мамардашвили [4], время остановки помогает острее ощутить необходимость усилия быть живым,
«…жизнь – есть усилие во времени. То есть нужно совершать усилие, чтобы оставаться живым. Мы ведь на уровне нашей интуиции знаем, что не все живо, что кажется живым. Многое из того, что мы испытываем, что мы думаем и делаем, – мертво. Мертво – потому что подражание чему-то другому – не твоя мысль, а чужая. Мертво, потому что – это не твое подлинное, собственное чувство, а стереотипное, стандартное, не то, которое ты испытываешь сам. Нечто такое, что мы только словесно воспроизводим, и в этой словесной оболочке отсутствует наше подлинное, личное переживание».
Остановка толкает человека к такому усилию, делая это усилие неизбежным
По Розенштоку-Хюсси [6], время остановки есть время «того-что-еще-не-родилось» − необходимое условие движения времен, момент признания человеком той сферы времени, к которой он был перед этим глух, будучи вовлеченным во время процесса, то есть в одно определенное время.
«Мы заболеваем, если долго остаемся в слишком малом числе  сфер [временных]. Поражающая нас болезнь происходит из той сферы, по отношению к которой мы стали глухи. Исцеление начинается, как только мы снова признаем эту сферу. Мы не всегда имеем власть над всеми сферами. Но спасение приходит к каждому, кто открыто признает, что ему не удается войти в ту или иную сферу. Гармония начинает действовать сразу же».
По М.Мерло-Понти [5], время остановки это время совершения «экзистенциального шага» телесно.
«Сон, пробуждение, болезнь, здоровье – это не модальности сознания или воли, они предполагают «экзистенциальный шаг». Афония или анорексия не просто воспроизводят отказ от речи или от поддержания жизни, они – отказ от других или от будущего, отказ, вырванный из естественного переходного состояния «внутреннего феномена», обобщенный, завершенный, ставший фактической ситуацией.
Роль тела в том, чтобы обеспечить эту метаморфозу. Оно преобразует идеи в вещи, мое подражание сну – в действительный сон. Если тело может символизировать существование, это потому, что оно осуществляет его и является его актуальностью».
Уже из этих трех примеров можно видеть, насколько многообразно и богато жизнью время остановки. Это время начала болезни и начала выздоровления. Время, когда мы остро ощущаем границы своего существования и еще более остро стремимся к движению и входу в новый путь.  Время обреченности и время собственного усилия.
Как и время остановки, экзистенциальная терапия не может быть сведена ни к одному уже понятому и обозначенному явлению и не может обойтись без уже понятых и обозначенных явлений. И все дело в особом времени, когда становятся равны в присутствии и переживании прошлое и будущее, маленькое и большое, я и не я, болезнь и здоровье. Равны не безразлично и даже не любовно, а бытийно, то есть абсолютно убедительно.
Психотерапия начинается с позитивного отношения к остановке, с принятия этой драматической свободы.
В экзистенциальной терапии я всегда поражался масштабу времени, доступного восприятию. Время экзистенциального опыта открывает если не вечность, то, по крайней мере, свободу времен. И столь же сильно я всегда огорчался своей неспособности принять и реализовать эту свободу, принятие захлебывалось в тревожных усилиях удержать полноту и свободу времени. И если об экзистенциальном опыте стоит разговаривать, то следует озвучивать жизненные времена, обусловливающие смысл нашего бытия.

Классические положения о существовании времени

Определение экзистенциального измерения в психотерапии и специфики экзистенциальной терапии, начинается с феноменологии времени. Время как категория, наиболее адекватно представляющая экзистенцию, бытие, выражается через некоторый набор содержаний сознания. Некоторые из них:
1.     Время как содержание и опыт жизни. Время всегда заполнено конкретно моей жизнью – моими целями, действиями, отношениями, условиями. Заполнено действительностью. Время не бывает пустым, оно содержательно.
2.     Время как граница и безграничность моего бытия, время закон. Космос – круг жизни, хронос –  отрезок жизни, кайрос – мгновение, исполненное смысла.
3.     Время как пронизывающее душевную реальность, суть, дух времени. Историческая, социальная, мыслительная модальность, миф, в котором течет актуальная жизнь.
4.     Время как интенция восприятия и взаимодействия, бытия-в-мире. Времена языка. Настоящее, настоящее продолженное, настоящее совершенное…. Это время выражает интенцию диалога с миром.
Возможно, есть и другие феноменологические описания опыта времени. Но все названные формы времени объединяет одно – все они – времена процесса. Время чего? Время сколько? Время как долго? Время когда? То есть речь идет о вовлеченности (вброшенности) в процесс, мы мыслим время, когда мыслим, что что-то происходит. Осознавая текущий процесс, принимая время процесса как действительное, мы как осознающие существа получаем власть над процессом, ограниченную, не всегда определенную, но ощутимую. Время процесса осознается «по умолчанию», но в этой привычной установке содержится и искушение отказаться или отвыкнуть от «усилия во времени».
Жизнь – это пересечение времен. Значит, пересечение процессов. Экзистенциальная терапия – это не только некоторый процесс, но и смена различных процессов. Экзистенциальная терапия – это случай, заворачивающий жизнь в более живую сторону, в более живое время.

Случай
Уверенная в себе, даже немного агрессивная, женщина попросила о помощи в терапевтической группе. Группа была довольно большая, двадцать человек в кругу и от 15 до 50 за кругом. Число наблюдателей уменьшалось от вечера к утру (группа шла по ночам, так бывает на психологических фестивалях). Женщина рассталась с мужем, у нее болел ребенок, она была часто обижена и сердита, ей казалось, что она не знает причины своего пугающего всех гнева.

Если мы знаем скорость движения предмета, то мы ничего не можем знать о его местоположении. А если знаем местоположение предмета, то ничего не можем знать о его скорости. (Принцип неопределенности Гейзенберга).

Женщина знала свое положение, но ничего не могла сделать со своей жизнью. Она рассказывала о своей жизни много и часто и не понимала, куда попадает, гнев и обида не уменьшались.
Так часто и мы, обучаясь психотерапии и правилам хорошего тона,  слышим: «сочувствие, эмпатия, поддержка, контакт». Мы бросаемся в движение и двигаемся сочувственно, эмпатично, в контакте… А психотерапии нет, а есть гонка и борьба тщеславия.

Женщина была грамотная, посещала психотерапевтические мероприятия и читала книги про психологию и психотерапию. Она искала источник своего гнева в психологии, в процессе жизни, но она понимала, что на самом деле ничего не может сказать существенного о своем гневе и о том, что потеряла любовь. Она ставила задачу, просила помощи, описывала процесс своей жизни и борьбы и продолжала двигаться  по своему пути. Участники группы послушно двинулись за ней, очень желая разрешить ее проблему, и время перестало ощущаться.

«Почему исчезла услада неспешности? Где они теперь, праздношатающиеся былых времен? Где все эти ленивые герои народных песен, эти бродяги, что брели от мельницы к мельнице и ночевали под открытым небом? Неужели исчезли вместе с проселками, лугами и полянами, то есть вместе с природой? Чешское присловье определяет их сладостную праздность такой метафорой: они засмотрелись на окна Господа Бога. А кто засмотрелся на них, тому нечего скучать: он счастлив. В нашем же мире праздность обернулась бездельем, а это совсем разные вещи: бездельник подавлен, он томится со скуки, изматывает себя постоянными поисками движения, которого ему так не хватает» [3] .
Как праздность превратилась в безделье и жажду движения? Как психотерапия превратилась в развивающие занятия и жажду успешности?

Женщина не достигала успеха в борьбе со своим несчастьем. Не успевала.
-         Рассказывайте про своего мужика. – Приказал ведущий, безжалостно иронизируя над неуспешностью женщины.
-         Если бы вы знали, как я хочу вас ударить, - сказала женщина, я хочу вас выгнать отсюда.

Наверное, правы многие, говорящие о времени, ощущая жизнь как  процесс. Но если мы поверим их слову, будем жить по их правилу, мы не достигнем счастья праздности, мы достигнем скуки безделья.

-         Работать будете ? − спросил противный ведущий.
-         Буду.
-         Поймайте таракана.
Женщина упрямилась до конца терапевтического дня, точнее ночи, она не считала процесс поиска таракана терапевтическим.

Кроме времени процесса есть время остановки. Причем не запланированной остановки – отдыха, а случайной, трагической или комической (по обстоятельствам) остановки. Такую остановку нельзя хотеть, нельзя планировать, нельзя ждать. А когда она случится, можно смотреть во все глаза и быть-в-мире. Ничего другого все равно не получится.

«Если бы человек знал, что то, что он видит, он видит в последний раз, он наглядеться не мог бы на этот мир» [2].

После окончания сессии работы группы, в шесть часов утра, женщина пошла искать таракана, пугая проживающих и спокойно спящих в гостинице людей. Потом она звонила своим друзьям и просила привезти ей таракана, но друзья продолжали двигаться своим путем, и тараканов у них не было.
В начале следующего занятия ей подарили живого таракана, завернутого в лист бумаги. Женщина так обрадовалась, она боялась, что опять начнется вчерашнее мучение, она думала что терапия – это процесс, что ведущий будет заставлять ловить таракана, а это так глупо и стыдно, и совершенно бессмысленно. – «Кому нужен таракан? Никому не нужен, все их травят. А я ищу таракана. Я ищу то, что никому не нужно. А мне он нужен».

Таракан выпал и стал убегать, женщина ловила его руками и заворачивала обратно в лист бумаги. – Странно, я даже люблю этого таракана. Я столько передумала за прошедшие сутки, ведь это благодаря ему.
-         Любите? Таракана? Но ведь вы понимаете, что для всех людей это просто таракан, ничтожество, а вы ведь живете среди людей? Как дальше будете жить, что с тараканом будете делать, сколько времени проведете вместе с ним?
Она молчала и держала завернутого таракана в руках.

На некоторых дорогах существует неписаное правило водителей помогать тому, кто остановился, сломался. Остановиться и помочь ему продолжить путь. Кто мы в психотерапии? Те, кто едет на исправной машине, или те, кто стоит и просит остановиться и помочь? Наверное, и те и те, через остановку.

Женщина отпустила таракана (не самый смелый поступок), стала внимательной и тихой, а потом сказала, что она любит некоторых присутствующих, что у нее это получается, а гнева никакого нет.

-         Вы ведь знакомы с символодрамой? − спрашивала после психолог- психотерапевт из наблюдателей. – Читали «Бегущая с волками», таракан – это же архетип?
-         Нет, не знаком, не читал, и таракан – это действительно таракан, причем здесь архетип.
Я загляделся на окна Господа Бога, было так радостно заниматься психотерапией, праздно шатаясь по жизням участников и своей собственной, через остановку.

Существование времени остановки трудно выразить формальным языком.

Занятие со студентами. Они любопытные, нахватались и начитались. Хочу объяснить им сразу, что такое экзистенциальное измерение. Предложил тест.
Таблица
Существование
Существо
Сущность
Объясняю: В экзистенциальной психологии главный тезис «существование прежде сущности». В бытии возникает, рождается существо, а осознание общности существ порождает сущность. То есть в левом столбике конкретное бытийное измерение, действительность, в правом абстрактная форма, интегрированная и обобщенная.
Предлагаю заполнить в соответствии с этой логикой пропущенные ячейки.

Мужчина


Женщина


Ребенок


Человек


Психотерапевт


Клиент


Бог


Правый столбик заполняется довольно легко.

Мужчина
Мужественность

Женщина
Женственность

Ребенок
Ребячливость

Человек
Человечность

Психотерапевт
Психотерапевтичность

Клиент
Клиентность (коробит, но формально верно)

Бог
Божественность

С левым столбиком возникает заминка. Оказывается в нашем языке нет слов, выражающих конкретное существование (экзистенцию), с общим корнем к существу и сущности.
Насчет мужчины вспоминается устаревающее слово «мужание», хотя мужание подразумевает некоторую индивидуальность, а существование,  пред-упреж-дающее мужчину, не индивидуально. Но как быть с существованием, которое прежде женщины и женственности? А прежде ребенка и ребячливости? И так далее. Слов нет. Точнее времени такого нет. Но зато быстро находятся абстракции и все возможные слова выражают уже проявление какой − либо сущности, уже существующей. Психотерапевтирование подразумевает, что психотерапевт уже есть, а как он возник? Время возникновения и обновления не осознается. Вместо множества живых корней мы используем потерявшие жизненную силу другие корни, такие обобщенные слова, как существование, становление.
Язык показывает, что мы остановились по отношению к этому направлению. Экзистенциальная  терапия – это время остановки. 
Человек, услышавший останавливающую речь, останавливается и слышит. Нельзя сказать, что он при этом что-то делает, что он работает или занят, он иногда выглядит праздным. Но на самом деле он живет.

-         Год назад, вы назвали меня блудливой козой и сказали, что это не обратимо. Я тогда не поверила. А сегодня поняла, что это действительно не обратимо и надо закончить старую жизнь и начать новую.
Так сказала женщина и поехала назад к своему сыну и друзьям, жить новую жизнь. А всем казалось, что она продолжает старую.

«Не тормози, сникерсни». «Торопись, почувствуй вкус жизни». «Купи и выиграй». Кричит массовая культура. «Остановись, ответь», − говорим мы в экзистенциальной терапии.
Остановка в экзистенциальной терапии – это не отдых и не пожелание, это необходимость, но не субъективная и не объективная, а временная. Эта позиция, с которой экзистенциальное измерение открывается.

Имея сформированное намерение открывать экзистенциальное измерение, может оказаться полезным знание имен событий разных временных масштабов.

О существе времени остановки

Что образуется временем остановки? Временем остановки образуется временная обязанность. А с временной обязанности начинается ответственность и свобода. Пространства, объекты, массы создаются временем физического неорганического движения. Ритм, закономерность, повторяемость образуются временем природного органического движения. План, партнерство, сочетания образуются временем волевых устремлений, временем волевых движений и движений сознания. Внутренние союзы и единения создаются временем любви, временем движения друг к другу. Богов создает время приходов и уходов счастья и несчастья. Так говорил О.Розеншток-Хюсси. Но что создается временем остановки? Что создает пауза между вдохом и выдохом? Что создает время растерянности между вопросом и ответом? Что создается между концом одного дела и началом другого? Вероятно,  обязанность жить. Физическая жизнь ритмов обязуется преумножать себя, и в остановках она преумножает, органическая жизнь обязуется распространять себя, и она распространяет, экономическая жизнь обязуется обобщать, любовь наследоваться и оплодотворять, вера спасать. И экзистенциальная терапия тоже обязуется все это делать, будучи временем остановки, встречи проблем в соответствующих временах. Но ее специфическое содержание не в этом, все это времена жизни, и так как терапия − дело живое, то она похожа на жизнь и близка жизни. В чем состоит временная обязанность экзистенциальной терапии? Способствовать полноте времен. Полнота времен – это когда различные времена не отрицают друг друга. О.Розеншток-Хюсси писал, что более живое умирает от столкновения с менее живыми отрицателями.
Обязанность экзистенциального терапевта способствовать полноте времен, помогать человеку отвечать «да» высшим сферам бытия, что невозможно сделать на ходу, надо остановиться. Собственно, в этой идее нет ничего нового, она давно написана и давно прожита, и все же нам только предстоит говорить это «Да» высшему.
Время остановки и экзистенциальная терапия по − своему обновляют жизнь в сторону большей жизненности, создавая условия для устранения отрицания высших сфер жизни. «Если лгать – дьявольское занятие, то отрицать – всего-навсего смертельное» [6].
Существо времени остановки близко к одному из основных событий психотерапии – к встрече, во встрече также присутствует особый смысл. Это событие, которого нельзя хотеть. Как привыкший к своей равномерной жизни человек встречает болезнь, как идущая по трассе машина встречает препятствие или поломку, как раскрывающийся парашют встречает воздух, как мать встречает новорожденного ребенка. Эти события не могут быть осмыслены как процесс, как что-то конечное, они конец и начало. Экзистенциальный терапевт видит действительность не так, как иные люди. Он видит ее как конец и начало.
Мы не можем избежать остановки, остановку следует принять.
Существо времени остановки близко к идее смерти.
Экзистенциальная философия говорит о смерти. Но имеем ли мы дело действительно со смертью в психотерапии, ведь психотерапия не война, не скорая помощь, не суд со смертным приговором?
В психотерапии мы имеем дело со временем остановки, и в чем-то это время не менее драматично, чем война, скорая помощь или приговор. Остановки также нельзя избежать, трудно принять и очень не легко пережить. Остановка дает шанс терапии потому, что она время смерти одного и рождения другого без упоминания великих имен всуе. Смерть как таковая никому не дает шансов, смерть в психотерапии, то есть время остановки, напротив, дает именно шанс.
В терапии нам, видимо, полезна не смерть как таковая и не идея смерти, ведь это конец и, значит, все равно. Можно, конечно, мыслить в масштабе конкретной человеческой жизни, тогда неизбежность смерти обеспечивает смысл жить. Но психологические проблемы часто связаны с другими жизнями, с жизнью в большем временном масштабе, чем моя собственная индивидуальная жизнь. Моя собственная жизнь лишь озвучивает, реализует жизнь вообще.
И все же мысли о смерти не случайны. В процессе психотерапии в начале работы речь клиента состоит из изношенных, мертвых слов, в конце успешной терапии – из слов, обновляющих его мир. Молчащий клиент не внушает доверия в своем терапевтическом опыте. А речь терапевта? В его речи всегда есть останавливающее усилие. Терапия для терапевта начинается с речи, способствующей миру, и приходит к речи обновляющей. Терапия заканчивается остановкой. Прощание терапевта с клиентом – не только часть терапевтического процесса, даже если считать ее завершающей, но и остановка созданной жизни, созданного пути. 
Частота остановок зависит не только от внешних обстоятельств, но и от установки человека. Может остановить снежинка, а может не остановить интенсивная терапия. Эта установка есть призвание. Время остановки призывает человека согласиться с ним. Время процесса тоже призывает, и с временем процесса люди почти привыкли соглашаться.

«...У Сапожникова было детское впечатление, которое так и жило в нем все годы, и он никому об этом не рассказывал, потому что не мог понять, в чем его суть … Когда он подходил к морю, или реке, или пруду, где у берега качалась привязанная лодка, его самого начинало качать и сердце бухало от тайны и предвкушения. Он садился в лодку и чуть отталкивался рукой от берега. Гремела цепь и уключины, и все звуки были громкими и секретными, как шепот на ухо, который гремит для тебя одного и не слышен другим. И Сапожников отплывал на привязанной лодке, и это были самые лучшие секунды. А потом он отвязывался от берега и выгребал на вольную воду пруда, или реки, или моря и греб, греб, и ему становилось скучно, и он не видел, какой в этом толк, и не понимал, в чем тут дело. Он тогда еще не понимал, что, когда он садился в привязанную лодку, он собирался отплыть в другую жизнь, а когда отвязывался, выходило, что плывешь в другое место... Та же самая жизнь, только тесно и много воды. 3емная программа и космическая. В земную грядку сажают семя моркови, и вырастает морковка. От земной грядки зависит, какая будет морковка — хилая или цветущая, но превратить морковку в другой овощ она не может. Это может сделать только вся Вселенная, а Земля— лишь малая ее часть. Иначе почему человек от века вглядывается в звезды и чувствует их некое значение для себя и ищет влияние? Он только не может догадаться, какое оно» [2].
Времена остановки бывают разные, грядка, земля, звезды, вселенная…
В этом трагический предел психотерапии, в узком понимании, потому что человеку необходима не только остановка. Увидевший человек ищет новую жизнь и обращается к новому времени. О.Розеншток-Хюсси называет это время – время того, что «еще-не-вступило-в-жизнь». Необходимо новое имя. Поэтому в художественных произведениях больше жизни, чем в научных отчетах, в вечернем общении после семинара, больше мудрости, потому что больше любви. Творчество возможно лишь в остановке на станциях «любовь», «вселенная», «жизнь», «свобода». На станциях «удовольствие», «отдых», «здоровье», «успешность» ждут уже состоявшихся творцов с готовыми плодами своего труда.
Остановка во времени процесса – это граница разъединяющая, а во времени экзистенциальном, бытийном – конец одного и начало другого, то есть соединяющая граница. Как сохранить установку на экзистенциальную позицию? Найти такие основания, которые сделают остановки не страшными.

Как не бояться времени остановок? Быть больше чем просто процесс, быть связью времен.

О сущности времени остановки
Время не течет и не движется вопреки устойчивому человеческому заблуждению. «Время – упрямая иллюзия», − говорил А.Эйнштейн. Время останавливает события, мир, действительность. А мы, будучи живыми существами, двигаемся дальше, иногда в прежнем направлении, иногда в новом. И нам иногда кажется, что мы продолжаем старую жизнь, иногда кажется, что мы начинаем новую. Мы замечаем свойство времени останавливать события, когда испытываем страдания «когда же кончится этот кошмар?!». Мы замечаем время, когда заканчивается привычная понятная жизнь, когда случается несчастье. Но от того, что мы не замечаем останавливающей сущности времени в периоды спокойной, повторяющейся, планомерной жизни, время не становится другим, таким же планомерным, оно продолжает свою работу, и благодаря этой работе времени мы осознаем происходящее более или менее реально и живем полноценно, точнее имеем шанс жить полноценно.
Экзистенциальная терапия – это терапия, действующая с временем заодно. Терапевт помогает клиенту остановиться, и остановившийся человек осознает свою жизнь. Осознание важное, но не единственное свойство человеческой жизни, поэтому клиент не останавливается навсегда и продолжает двигаться по привычной колее. Терапевт опять старается останавливать клиента и помогать осознавать его жизнь. Клиент наполняется осознанием. Многое обретает смыл, новое значение, очарование, ценность, радость и т.д. Но и это не все в жизни, поэтому клиент продолжает двигаться прежним курсом. Наконец, количество остановок и осознаний переходит в качество и клиент испытывает новое желание, новое влечение, новое основание, реализует свои желания, меняет свою жизнь. Время болезни не просто прерывается, а заканчивается, то, что кажется постепенным процессом выздоровления, обеспечивается не просто повторением усилий, то есть процессом, а цепью созвучных друг другу остановок.
Пример
В терапии ценятся утверждающие высказывания, самое очевидное из которых: «я хочу». Но всегда ли это утверждение действительно утверждает?
Если я хочу – это процесс, то как слышится это признание? «Я пока хочу, я, кажется, хочу, я как бы хочу и т.д.» Разумный ответ и ответное отношение: скоро это пройдет, изменится, уточнится, обойдется. В общем «я хочу» во времени процесса не настолько реально и не требует решительного ответа. Другое дело, когда ответ воспринимается всерьез, останавливает. Вспоминается герой сказок Иван-дурак, который слышал и говорил очень просто, но очень действенно.

«Вчера я узнал, что я Бог. Мужик пьяный в очереди сказал мне: Куда прешь, японский бог?» [2]

Пора останавливаться.

Литература
1.      Алексейчик А.Е. Интенсивная терапевтическая жизнь// НПЖ. − 1999. −    № 1, 2.
2.     Анчаров М.Л. Самшитовый лес. М.: Локид-Пресс, 2001.
3.     Кундера М. Неспешность. – СПб.: Азбука-классика, 2002. С.11
4.     Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. http://www.mamardashvili.ru/zip/mm_ptp.txt Мераб Мамардашвили: Метафизика свободы. Авторы проекта: Евгений Данилов, Татьяна Курбанова
5.     Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента; Наука, 1999.
6.     Розеншток-Хюсси О. Временной спектр. –М.; СПбю, 2000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий