вторник, 6 ноября 2012 г.

Управление рисками. Часть третья вдохновляющая, или Восстановление в свободе



Управление рисками.
Часть третья вдохновляющая, или Восстановление в свободе

 Психология проблем имеет место там, где инициатива принадлежит миру. Там, где человеческое Я, сознание реагирует и отвечает на вызов. Проблема – это когда есть что-то объективное и важное. Проблема – это объективный избыток или объективный недостаток чего-то конкретного, предметного или опредмеченного. Привычное представление о психологии связано именно с ориентацией на проблемы. На советах по защите диссертаций требуют от соискателя, чтобы он решил проблему и показал, какую именно проблему он решил. В психологических практиках начинают с проблемы. Пытаясь разобраться в чем-то, люди пытаются определить, «в чем проблема?»
Мышление, основанное на проблеме, адекватно тогда, когда источник проблем находится в мире. Но часть проблем имеют психологическую природу. Недопонимание, недоразумение, несоответствие, неуспех, недоразвитость, неготовность, заблуждение, поспешность, слабость, вина, неаутентичность, наивность, извращенность, глупость, грубость, обида, лень, скука и многое другое не возникают в мире, а являются частью становления человеческого в человеке. Можно, конечно, считать это все проблемами и пытаться как с проблемами с ними работать. Но что это может дать? Вероятно, мы сможем найти средства преодолеть недопонимание, устранить недоразумение, понять несоответствие, компенсировать неуспех, адаптировать недоразвитость, учесть неготовность, простить заблуждение, развеять скуку, смириться с глупостью, оправдать лень и все прочее. Но на место решенных проблем придут другие, еще более сложные и трудные. «Если святому угрожают демоны, то архангелу сам сатана». Что же, всю жизнь теперь будем искать проблемы, решать их, все усложняя и усложняя жизнь? В этом и состоит смысл психологии? Психология проблем необходима, но не достаточна. В горизонте лечебных практик психология проблем имеет место, но в горизонтах других видов социальной практики она теряется.
Многие так называемые проблемы имеют своим основанием саму психологию людей, и поэтому нам необходимо разобраться с причиной, то есть с психологией. Как говорилось выше, это означает разобраться с тем, как мы подчиняем систему видимого системе возможного. Для этого надо психологию проблем дополнить психологией рисков[1].
Психология рисков имеет место в человеческих намерениях, смыслах, становлениях. Инициатива в этом случае принадлежит человеческому Я, сознанию, а Мир отвечает и реагирует. Можно и риск представить в качестве проблемы, поставив вопрос о том, как избежать рисков, как уменьшить их вероятность или связанные с ними издержки. Но важно другое: управляя рисками, мы созидаем психологию. Это невидимый труд, но когда он не совершается, возникает психологическое недомогание, и это уже заметно.
Психология рисков – это творческое начало в человеке. Казалось бы, ничто не мешает ограничиться психологией проблем. Это гораздо спокойнее. Психологию проблем легко концептуализировать. Мы всегда сильны задним умом. Особенно легко решать чужие проблемы за достойное вознаграждение. Но в этом случае жизнь неизбежно становится хуже.
Психология рисков – это более высокий порядок тревоги и ответственности. Представьте себе супругов, которым по 37 – 38 лет. У них есть один ребенок, который скоро станет взрослым, а, может, уже стал. Они достаточно благополучны и хотели бы еще одного ребенка. Через несколько лет это станет опасно, а еще позже невозможно. Но и сейчас жизнь не без проблем. Надо что-то лечить, что-то покупать, чем-то достигнутым пользоваться. Маленький ребенок сейчас очень сильно осложнит их жизнь. Но если не решиться на маленького ребенка сейчас, то не будет растущего ребенка и позже. Вместо решения своих рисков легко увлечься своими актуальными, а еще легче чужими проблемами.  С имеющимися проблемами иметь дело психологически легче, чем с риском решения о ребенке, то есть с риском становления своей жизни. Решать надо сейчас, а проблемы будут в будущем.
Риск и проблема психологически отличаются еще и тем, что от управления проблемой можно, так или иначе, уйти. Да, проблема останется нерешенной, но она может стать «не моей проблемой». А вот от риска уйти не получится. Представим себе, что супружеская пара не приняла ясного решения, и ребенок не родился. Теперь они имеют дело с проблемой «опустевшего гнезда». Или решение было недостаточно ясным, беременность связана с неконтролируемыми обстоятельствами, и имеют место осложнения. Даже если все само случилось и все благополучно, все равно в процессе будущей жизни не раз возникнут тяжелые обстоятельства, возвращающие ответственность за поступок в отношении риска. Работает человек с риском или не работает, риск все равно превращается в проблему. Но если человек не управляет рисками, он психологически живет не свою жизнь. Мы не хотим иметь дело с рисками, мы согласны иметь проблемы, но в становлении и восстановлении себя мы обязаны принять ответственность за свои поступки в отношении рисков. Это как «не посеешь – не пожнешь».
Об этом можно сказать в более простой форме: для того, чтобы получить желаемое, необходимо сделать то, что нужно. Что нужно сделать сейчас, чтобы получить желаемое завтра? Когда есть проблема, найти нужное проще. Когда есть свобода и риск, нужное не дается без психологических усилий и жертв.
Выше, размышляя о психологических моделях, мы говорили, что важным является знание того, что хочет человек. Но как человек узнает, что можно хотеть?
Психология рисков – это сфера искусства. Науке она не доступна, но она одухотворяет науку. В ней нет универсальных смыслов и способов решений. Она постигается посредством постановок. Например, постановок пьес. Психология рисков спасала многих великих людей. В их биографиях мы можем найти много историй о том, как Мир «склонялся» перед честным и душевно богатым человеком. Про это много написано, и про это никогда не устанут писать. Например, очень хорошо психология рисков представлена в пьесе Николая Холезина «Я пришел. Притча в семи главах». Не  знаю, доведется ли мне или вам увидеть постановку этой пьесы, но думаю, что в определенном смысле лучше ее читать и ставить «внутри себя», чем смотреть уже готовую. Читать можно медленно, по-своему, при этом ставить себя на место героя, помещать себя в мир и психологию людей, восстанавливать в себе свое и человеческое. Надеюсь, автор не будет против   цитирования нескольких отрывков.

Действующие лица:

Гвидомужчина лет сорока
Ангелпросто ангел
Мама
Франкдруг
Доминиклюбимая
Папа
Мариядочь

На сцене семь комнат, расположенных последовательно по кругу, создающих один виток спирали. Каждая следующая комната находится чуть выше предыдущей. Последняя, седьмая комната, находится выше всех, стыкуясь уровнем пола с уровнем потолка первой комнаты. Последняя стена, завершающая анфиладу, отсутствует. Находясь в седьмой комнате, можно посмотреть вниз и увидеть, что происходит в первой. Все комнаты последовательно соединены дверями.
Каждое помещение имеет свой доминирующий цвет в интерьере и предметах, ее наполняющих.
(Замечательная возможность: находясь в верхней комнате (можно понять это как высшие порядки сознания), видеть, что происходит в первой. Это, конечно, может быть печально, но очень любопытно. Вероятно, наука – это и есть мечта о такой возможности. Наука, как известно, противостоит и религии (бытию в Духе) и здравому смыслу (бытию в мире). И психология, в качестве науки, также противостоит и Вере и Разуму, то есть и Спасению и Покою).
I. Красная

В этой комнате нет практически ничего. На полу, глядя в зал, сидит Ангел, он смотрит поверх голов зрителей, размышляя о чем-то своем. Из левой двери появляется обнаженный мужчина лет сорока. Какое-то время он стоит молча, озираясь по сторонам.

Гвидо. Я пришел….
Ангел. Простите?
Гвидо. Я говорю, пришел… я.
Ангел. А-а-а… понимаю. Пришел, значит?
Гвидо. Ну, да… пришел, вот.
Ангел. Присаживайся, коль пришел.
Гвидо. А куда присаживаться?
Ангел. Да хоть куда. Вот, со мной рядом присаживайся….
Гвидо. (Присаживаясь рядом) Спасибо.
Ангел. Не за что.

Пауза
(«Спасибо» - Не за что. Одна из тенденций усложнения порядков жизни, то ест психологий, состоит в благодарности. Благодарность тому, что выше нас, выражается не «за что-то», а «перед», заранее. «Заранее благодарен» - вот адекватная позиция перед ангелами и другими высшими сущностями).
Гвидо. Знаете, я как-то неловко чувствую себя без одежды.
Ангел. Со мной можно на «ты».
Гвидо. Знаешь, я как-то неловко чувствую себя без одежды.
Ангел. Просто ты еще не пришел, на самом-то деле.
Гвидо. Как это «не пришел»? Я же вот… здесь.
Ангел. Ну, да, ты здесь, а чтобы прийти, надо войти вон в ту дверь (показывает на дверь справа от себя). Пока тебе это сложно понять… дело в том, что ты пришел, но как бы пришел….
Гвидо. Прости, я не очень понимаю….
Ангел. Я и говорю: тебе пока сложно понять.
Гвидо. Объясни, пожалуйста.
Ангел. Попробую. (Пауза) Вот ты как бы пришел и уже что-то ощущаешь, видишь, слышишь, думаешь, говоришь со мной, даже стесняешься…. А на самом деле тебя еще нет. То есть ты, может быть, станешь, а может быть, и нет.
Гвидо. А если я сейчас встану и войду в эту дверь? Я сразу стану?
Ангел. В общем-то, да….

Гвидо поднимается и идет в сторону двери.

Ангел. …Но нельзя войти в нее раньше положенного срока.

Гвидо останавливается, некоторое время раздумывает, возвращается и садится рядом с Ангелом.
(В сюжетном отношении этот эпизод подразумевает ситуацию рождения. Пришел, но еще не стал, могу стать, но время еще не пришло. Но рождение, одновременно и космическая метафора порядка нашей жизни. Пример. Женщина, страдающая лишним весом и задумавшая теперь  ограничивать себя в еде. Новая дисциплина питания ей известна (прочитала, грамотная). Применять систему выгодно, полезно. До результата – один, (ну не один, даже если сто один) шаг. Но воли почему то нет. В следующий же вечер наедается как не в себя. Ее стройность уже пришла, но сама женщина стройной еще не стала. Она может стать стройной, но время еще не пришло. В метафоре рождения весь космос, в этом времени циклично связаны все противоречия и усилия: быть и становиться, быть готовым и ждать возможности).
Ангел. Я тебе все объясню…. На самом деле, правил немного и они достаточно просты, просто их надо хорошо усвоить. Правило первое: все должно происходить в свой срок.
Гвидо. В каком смысле?
Ангел. Придет время, и ты войдешь в следующую комнату. Но ты не войдешь туда раньше, чем в этом возникнет необходимость.
Гвидо. У кого?
Ангел. Возникнет вообще…. Не «у кого-то», а «вообще». (Пауза) Попробуй подойти к этому иррационально.
Гвидо. Что такое «иррационально»?… Просто, я недавно пришел… и знаю еще не все слова….
Ангел. Ты просто поверь.
Гвидо. Без объяснений?
Ангел. Ну, да. Просто поверь, что правила таковы…. И все будет хорошо.
Гвидо. Хорошо. Я верю.
Ангел. Скажи громче: «я верю».
Гвидо. Я верю!
Ангел. Еще громче!
Гвидо. Я верю!!
Ангел. Еще громче!!
Гвидо. Я верю!!!
Ангел. Громче!!!
Гвидо. (Очень тихо) Я верю.
Ангел. Теперь верю, что веришь.
Гвидо. Второе правило.
Ангел. Ах, да. Правило второе: надо пройти все.
Гвидо. Понятно. А вернуться можно?
Ангел. Это третье правило: возвращаться нельзя.
Гвидо. Четвертое?
Ангел. Четвертого нет – всего три.
Гвидо. Не густо.
Ангел. Тебе хватит.

Пауза
(Заметим, что «всему свое время», «надо пройти все» и «возвращаться нельзя» – это не правила. Это судьба. Правилами эти принципы можно вообразить только из верхней комнаты. То есть когда Вы – Ангел или по крайней мере с Ангелом. А вот следствия из понимания и принятия своей судьбы – это уже правила, то есть последовательности, повторяемости. И их гораздо больше чем три.)
Гвидо. А что там, за дверью?
Ангел. Другая дверь.
Гвидо. А за другой дверью?
Ангел. Следующая дверь.
Гвидо. А за ней опять дверь?
Ангел. Молодец. Опять дверь.
Гвидо. И так бесконечно?
Ангел. Не знаю, как тебе и сказать…. В общем-то, да. Но, скажем так, с периодичностью….
Гвидо. С какой?
Ангел. С запланированной.
Гвидо. Понял.
Ангел. Вряд ли.
Гвидо. Мне как-то дискомфортно без одежды. Вроде бы и нормально, но как-то не очень….
Ангел. Там, за дверью, получишь одежду.
Гвидо. Когда?
Ангел. Да практически сразу.
Гвидо. Так, может, я пойду уже?
Ангел. Можешь идти….

Гвидо поднимается и идет в сторону двери.

Ангел. …Только время еще не пришло.
Гвидо. (Возвращаясь на место.) А когда оно придет?
Ангел. Вовремя.
Гвидо. Не скажу, что так уж сильно дискомфортно, но в одежде было бы значительно приятнее.
Ангел. Единственное, что я могу тебе дать – это рубашку. Рубашки я выдавать уполномочен, а вот все остальное – нет.
Гвидо. Кем?
Ангел. Вообще уполномочен. Не «кем», а «вообще».
Гвидо. Ты мне выдашь рубашку?
Ангел. Тебе – да. Но, вообще-то, я их выдаю редко…. Да, ладно, чего уж там…

Ангел достает белую рубашку и отдает ее Гвидо.

Гвидо. Спасибо.
Ангел. Не за что.
Гвидо. Как же «не за что»? Рубашка все-таки….
Ангел. Да я обязан был тебе ее отдать.
Гвидо. Почему?
Ангел. Она тебе выпала.
Гвидо. Выпала?..
Ангел. Не думай об этом.
Гвидо. А о чем думать?
Ангел. Думай о том, что тебя ждет там. (Показывает в сторону двери.)
Гвидо. Как же мне думать, если я не знаю, что там?
Ангел. Думай, размышляй, предполагай поведенческие модели для различных ситуаций…
Гвидо. Но я же не знаю, какие ситуации там могут возникнуть.
Ангел. Там ситуации могут возникнуть любые… Абсолютно любые.
Гвидо. Понял.
Ангел. Вряд ли.
(Похожи ли психологи на Ангелов? «Готовьтесь, обдумывайте модели поведения». «Какие?» «Которые там возникнут». )
Пауза
Гвидо (надевая рубашку). Вроде по размеру.
Ангел. Конечно.
Гвидо. А брюки?
Ангел. Выдадут в следующей комнате… скорее всего.
Гвидо. Почему «скорее всего»?
Ангел. Потому что некоторым выдать не успевают…
Гвидо. Ужас!
Ангел. Не думаю.
Гвидо. Знаешь, мне здесь уже скучновато.
Ангел. Иди, постучи.
Гвидо. А откроют?
Ангел. Нет. Время еще не пришло.
Гвидо. Зачем тогда стучать?
Ангел. Они будут знать, что ты жив и здоров. Порадуются за то, что ты нормально развиваешься, даешь о себе знать. Почувствуют, в конце концов, твое нетерпение… Ну, не знаю, что им еще в голову взбредет – они такие нелогичные…
(И с точки зрения ангелов и с точки зрения психологов «Они» очень не логичные. Психологи не смогли научиться предсказывать человеческое поведение и есть опасность, что и не научатся. Но по отношению к «Ним» и у Ангелов и у психологов есть обязанности. Одна из обязанностей – помогать вовремя. Не спешить и не опаздывать.)
Гвидо. Пойду я, наверное…. Здесь на самом деле скучно.
Ангел. Не горячись…. Я же говорю: время еще не пришло.
Гвидо. Пришло – не пришло…

Гвидо встает, подходит к двери и пытается ее открыть. Он дергает за ручку, толкает, стучит в нее – дверь не поддается. Гвидо возвращается на свое место.

Ангел. А ты горяч.
Гвидо. Тебе до моей горячности не должно быть никакого дела.
Ангел. Напрасно хамишь. Потом умолять будешь о помощи, а я тебе отвечу: «Тебе до моей помощи не должно быть никакого дела».
Гвидо. Почему буду умолять?… А чем ты можешь помочь?
Ангел. Да хоть чем.
Гвидо. Тогда помоги дверь открыть.
Ангел. Пожалуйста. Только давай договоримся так: если ты абсолютно уверен, что преждевременное открывание двери тебе не повредит, – я ее открою. Но только ты должен быть абсолютно уверен, на сто процентов…
(Вот такой коварный кантракт у нас с психологами и с ангелами. Помочь можем во всем, но Вы должны быть абсолютно уверены, что это вам не повредит. Как в известном анекдоте о том сколько нужно психологов, чтобы вкрутить лампочку? Один, но надо что бы лампочка этого очень захотела. Но может это контракт не коварство, а вид помощи?)
Пауза

Ангел. Ну что, открывать?!
Гвидо. Не думаю.
Ангел. А я – знаю.
Гвидо. Сколько у нас есть времени до того, как дверь откроется?
Ангел. Все меньше…
Гвидо. Тогда расскажи мне что-нибудь…. Или чему-нибудь научи.
Ангел. Похвальные стремления. А чего тебе хочется больше – моего рассказа или науки?
Гвидо. А это не одно и то же?
Ангел. Повезло мне с тобой…
Гвидо. Наверное, все-таки лучше будет, если ты меня чему-то научишь – я же совсем ничего не умею.
Ангел. Чему тебя научить?
Гвидо. Не знаю… А вот… научи меня избавляться от состояния тревоги.
Ангел. А тебе что, тревожно?
Гвидо. Не очень… Но вообще-то, есть немного… Не по себе чуть-чуть. Как-то крутит в верхней части живота… и что-то горячо внутри. Не знаю, откуда эта тревога, я же пришел совсем недавно, еще не успел ничего…
Ангел. Это не приобретенная тревога – врожденная. От нее пока избавиться легко.
Гвидо. Как?
Ангел. Подойди к стене и побарабань в нее кулаками.
Гвидо. Я это уже делал.
Ангел. Тогда ты войти хотел – стучал в дверь, а сейчас хочешь тревогу снять – стучи в стену. Это разные вещи.
Гвидо. Странно.

Гвидо поднимается и подходит к стене. Он несколько мгновений раздумывает, затем несколько раз бьет в стену кулаком. После возвращается на место.

Ангел. Ну, как?
Гвидо. Странно.
Ангел. Что странно?
Гвидо. Странно, что помогло.
Ангел. Брось, все странности еще впереди.
Гвидо. Ты не мог бы ответить мне на один вопрос?
Ангел. На один – мог бы.
Гвидо. Что там, за дверью?
Ангел. Комната.
Гвидо. А в комнате?
Ангел. Это второй вопрос…
Гвидо. Неужели, находясь перед запертой дверью, никогда не знаешь, что ждет тебя там, дальше, в следующей комнате?
Ангел. Как правило, не знаешь. Можешь лишь гадать, предполагать, допускать… И даже если, войдя, увидишь то, что предполагал, происходящее все равно будет другим.
Гвидо. Кошмар!
Ангел. Это всего лишь правила игры. Когда не знаешь, что может быть по-другому, тебя устраивает то, что имеешь.
Гвидо. А кто устанавливает правила?
Ангел. Ты его не знаешь.
Гвидо. Он здесь главный?
Ангел. Не здесь.
Гвидо. А где?
Ангел. Везде.
Гвидо. Ты хочешь сказать, что кроме «здесь» есть что-то еще?
Ангел. Ничего я сказать не хочу. Это ты хочешь от меня что-то услышать и отказываешься понять простую истину – у каждого есть свой предел компетенции. У каждого… кроме него.
Гвидо. Кроме кого?
Ангел. Ты мог бы ответить мне на один вопрос?
Гвидо. Да, конечно. Правда, я пока не много знаю, но тем не менее…
Ангел. Скажи, чего тебе хочется сейчас больше всего?
Гвидо. Честно?
Ангел. Честно.
Гвидо. Штаны.
Ангел. Штаны?
Гвидо. Штаны. Какие-нибудь нормальные штаны к этой рубашке.
Ангел. Я так и предполагал.
Гвидо. Что ты предполагал? Да и что вообще можно предполагать относительно человека без штанов?
Ангел. Когда ты знаешь одного человека без штанов – предполагать практически нечего. Но когда знаешь много людей без штанов – прослеживаешь тенденцию.
Гвидо. Ты хочешь сказать, что кроме нас есть кто-то еще?… Где они?!… За дверью?!
Ангел. Неужели ты думал, что мир состоит лишь из нас с тобой?
Гвидо. Я, честно говоря, на эту тему подумать еще не успел… Хотя, признаться, если бы нас было лишь двое – мне это было бы лестно.

Пауза
(Желания человека, для которого время пришло. Штаны к имеющейся рубашке. И чему такого человека мы хотим учить? Ничему его научить невозможно, если не отправить в следующую дверь. То есть, если не помочь ему совершить необходимую психологическую работу. Получается, что психологи, все же, – ангелы).

Ангел. По-моему, тебе пора.
Гвидо. Откуда ты знаешь?
Ангел. Тебе следует поторопиться – опаздывать нельзя, равно как и приходить раньше. Ты же помнишь правило – все должно происходить в свой срок.
Гвидо. Мы еще увидимся?
Ангел. А ты как думаешь?
Гвидо. Мы еще увидимся.

Гвидо подходит к двери, открывает ее и шагает в следующую комнату.


[1] Риск – событие, которое может случиться или не случиться, если уже сейчас предпринять или не предпринимать определенные действия. Риск связан как с желаемыми событиями, так и с нежелаемыми. Проблема есть свершившийся риск. Риск и проблема в нашем случае отличаются психологией принятия решения. Решение о проблеме принимается в отношении определенного объекта, а решение о риске принимается человеком в отношении своей жизни, своего становления. Риск и проблема являются частью психологической системы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий