вторник, 6 ноября 2012 г.

Человеческое Я



Человеческое Я, опирающееся на хаос, не владеет ничем, реакции случайны, внутреннего порядка не ощущается. Какие-либо тенденции становления выделить невозможно. Сила, ответственность и свобода сознания исключены. Этому миропорядку соответствуют состояния растерянности, сна, потери сознания, смятения, забытья. Мир и усыпляет, мир и не дает уснуть. Рычаг со стороны мира бесконечно длинный, вплоть до того, что при рассмотрении конкретных вопросов сознанием человека вообще можно, что называется, пренебречь. Остановка хаоса и «взгляд на небо», то есть психологическое усилие, позволяют увидеть базовый порядок, природный цикл. Хаос, как известно современной физике, порождает порядок, когда перестает быть хаосом. Сознание упорядочивает само себя, если останавливает хаос.
В некоторых системах медитации погружение в сон считается одним из осложнений, препятствующих состоянию спокойного сосредоточения. В этой связи в традиционной практике Дза-Дзен специальный человек периодически ударяет медитирующего палкой по спине, помогая ему тем самым сохранить необходимую бодрость. Такие удары палкой служат остановке процесса установления хаоса, засыпания. В некоторых культурах (американские индейцы) существуют практики осознанного сновидения, и они тоже неразрывно связаны с остановкой проживания человеком времени своей жизни в виде хаоса. Они верят, что и во сне человек способен остановить хаос и установить более высокий порядок проживания.  Остановленный хаос – это уже вероятность космоса.  
Космос бесконечно велик, но периодичность в нем уже есть, есть ритм, замкнутость, повторяемость. Можно что-то ждать. Можно соответствовать ритму. В человеческой жизни эта сфера психологических усилий определяет периодичность, рутинность, ежедневность: «всегда в одно и то же время …», «каждый год, тридцать первого числа мы ходим в баню…», «за всю жизнь ни разу не опоздал на службу…» и т.д. Некоторые психологические концепции утверждают, что человек – это микрокосм, то есть бесконечен, но при этом системно упорядочен. Космос – это сама природа. Некоторые болезни проходят в космическом ритме, а некоторые в нем возникают. Космос полон и иллюзий, и тел. Про космос можно говорить и на языке астрономии, и на языке астрологии, и всегда не до конца. А в сумме всегда ноль, равновесие.
Остановка бесконечного круга, и вы можете увидеть начало и конец, равновесие навсегда исчезает. Хронос – последовательность  и необратимость. Старение, завершение, дистанция. Равномерность, но конечность. Направленность к концу. В этом психологическом порядке внутреннее подобно внешнему, равно ему. Как в поэзии Экклезиаста, всему свое время, и при этом все – суета сует.  
Остановка хроноса показывает кайрос – мгновение, наполненное смыслом, желание пройти как можно скорее, стать первым, сделать лучше, иметь сейчас. Кайрос – это человеческая воля. Сознание берет инициативу себе. Индивидуальность переживается острее, чем закономерность. В культуре и философии часто описывается как бунт. В античной мифологии отражается в мифах о Прометее. Кайрос – это уже преодоление мира. В терминах нашей модели с рычагами кайрос – это когда силы неустойчиво равны. То сознание побеждает, то мир, но шанс у сознания все же есть.
Когда воля стихает, мы видим эрос. Уважение, любовь, творчество, красота. Эрос соединяет противоположное, творит новые целостности. Эрос – создание форм жизни, превышающих мою собственную. Этот порядок жизни соединяет несоединимое и порождает непостижимые судьбы. Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое любимая работа? А что значит поговорка: «Любовь зла, полюбишь и козла»? Это про зоофилов?
Остановка любви открывает танатос – смерть мира. В погибающем мире погибает и человек, но особенность танатоса такова, что человек все же остается. Эта тайна в современной культуре именуется воскресением. Танатос освобождает силы для воскресения. Так порядок смерти мира, танатоса позволяет искупить грех, принять вину, отпустить обиду, увидеть истину, стать новым.
Мир толкает психологию (как точку опоры сознания) от себя, в сторону человеческого Я. Отнимает веру и уверенность, отнимает творческие силы и любовь, угнетает волю, затрудняет путь, умножает хаос, но, и это важно, возвращает ответственность. Спящий человек может или проснуться, или умереть. Остановка хаоса не всегда равна космосу для конкретного индивида, она может быть просто смертью, разложением, и все, без всякой психологии и без сознания.  Остановка космоса может быть хроносом, а может привести индивида к хаосу. Можно подняться, а можно упасть.  Сознание наращивает свое преимущество и обретает психологическую силу только тогда, когда человек принимает риск становления. Проблема может быть решена властью объективных обстоятельств, а риск всегда связан с жизнью человека. В одном фильме убежденный наркоман говорит: «Раньше у меня было много проблем, а теперь всего одна».
Естественный ход жизни приводит к устранению человека из мира. Как писал Самюэль Беккет: «Смерть – это все то же самое, только без меня». Но психология как форма и культура указаний помогает нам возвращать тенденцию жизни опять в сторону мира и становления нашего Я, восстанавливаться. Стремиться к другой смерти, когда я тот же самый, но мир уже другой. Умирать можно по-разному. Может умирать мир или может умирать сознание. Человек может или оставлять, покидать мир, или становиться собой, человеком – это два противоположных способа умирания.
Человеческая жизнь и человеческое умирание – это заполнение мира рисками себя. Объясню на примере. Если у человека в жизни много желаемых событий, например, он хочет совершить путешествие, научиться новым профессиям, встретиться с новыми людьми, понять новые истины и т.д., он стремится к этому, и его жизнь наполнена тревогой и некомпетентностью. Все его желания несут опасности и могут не реализоваться. Но такой человек становится собой. Если человек все время занят проблемами, устранением недостатков, сохранением существующего, сбережением имеющегося, то, по мере достижения успеха, он избавляется от проблем, но и сам исчезает из отношений Я – Мир. То есть у него остается все меньше и меньше смысла быть. Это – не человеческая жизнь и не человеческая смерть, ведь так живут и растения, и животные: удовлетворяют потребности, исполняют свои предназначения и исчезают. У них нет воскресений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий